Тема: Немой протест, или Нравственное превосходство Герасима
SMART цель:
· учащиеся знают содержание повести;
· понимают нравственное превосходство главного героя, его трудолюбие, широту души, чувство собственного достоинства;
· умеют кратко пересказывать отдельные эпизоды повести.
Оборудование к уроку: повесть, презентация, видеоролик, физминутка
Ход урока.
1. Орг. момент. Позитивный настрой
2. Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус
Г w л qs yv х z о n н I е j м rq о r й (глухонемой)
- Что обозначает это слово?
Глухонемой- лишённый способности говорить вследствие врождённой или приобретённой глухоты
3. Просмотр буктрейлера по мотивам повести И.С.Тургенева «Муму»
4.Давайте отмотаем плёнку назад и восстановим цепочку событий, связанных с видеороликом.
9.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню
1.Жизнь Герасима в доме барыни
5.Герасим находит щенка.
2.Любовь Герасима к Татьяне.
4.Расставание с Татьяной.
7.Барыня требует уничтожить собаку
3.Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.
8.Герасим подчиняется воле помещицы, топит собаку
6.Встреча Муму и барыни
5. Деление на 2 группы.
Ребята 1 группы должны приготовит ответы на все нечётные вопросы.
Ребята 2 группы- на все чётные вопросы
1.Портрет Герасима
2. Прежняя жизнь
3.Отношение к работе
4.Обстановка, в которой он живёт
5.Герасим и дворовые
6.Герасим и Татьяна
7.Герасим и барыня
8. Герасим и Муму
6. Ответ на 1 вопрос:
• Имя Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный».
• Мужчина двенадцати вершков роста (195см), сложенный богатырем и глухонемой от рожденья.
• Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе.
• Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка пошла бы за него замуж.
• Купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп.
Ответ на 2 вопрос:
Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо
пахал и налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей
Ответ на 3 вопрос:
Обязанность: двор содержать в чистоте, 2 раза в день воды бочку привезти, натаскать и наколоть дров для кухни.
Усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом - и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки поленья; в точности исполнял все приказания.
Ответ на 4 вопрос:
Ему отвели над кухней каморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу:
• соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, (сто пудов можно было положить на неё –не погнулась бы);
• под кроватью находился дюжий сундук,
• в углу стоял такой же крепкий столик,
• возле столика -стул на трёх ножках, прочный и приземистый, (сам Герасим поднимет его, уронит и ухмыльнётся)
• каморка запиралась на замок. Герасим не любил, чтобы к нему ходили
Ответ на 5 вопрос:
Со всей челядью Герасим находился не то чтобы приятельских отношениях- они его побаивались, -а в отношениях кротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал
Физминутка «На весёленьких утят…»
Ответ на 6 вопрос:
Герасим сперва не обращал внимания,потом стал посмеиваться, потом и заглядываться на неё начал , наконец, и вовсе глаз с
неё не спускал. Полюбилась она ему.
…Он подарил ей пряничного петушка, с сусальным золотом на хвосте и крыльях.
…ленту из-за пазухи вытащит для неё,
….метлой перед ней пыль расчистит,
..защищает от кастелянши..
… пригрозил Капитону дышлом..
… собирался было просить у барыни руки Татьяны, но….
…схватил ей за руку, поволок через весь двор и толкнул Татьяну к Капитону.
…подарил на память красный бумажный платок, три раза по-христиански поцеловал её и проводил до Крымского Брода
Ответ на 7 вопрос:
В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с серыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом жила барыня,
вдова, окружённая многочисленной дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж. Она
доживала последние годы своей скучающей старости . День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл, но вечер был
чернее ночи.Она жаловала Герасима как верного и сильного сторожа.
Ответ на 8 вопрос:
…Небольшой щенок, белый с черными пятнами, дрожал всем своим маленьким худеньким телом.
..бедной собачонке было всего 3 недели: глаза у неё недавно прорезались…
… положил на кровати, прикрыл армяком, принёс соломы из конюшни, молока из кухни…
…ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как Герасим ухаживал за своей питомицей.
…через 8 месяцев уже была ладной собачонкой испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими
выразительными глазами.
..она была чрезвычайно умна, но любила одного Герасима.
…ни на шаг не отставала от Герасима…
…тонкий голосок никогда не раздавался даром…
..Муму повернула голову и оскалила зубы..
-Как готовился Герасим к избавлению от Муму?
Герасим расчесал ей шерсть, покормил в трактире щами с мясом и хлебом .
…сел на лодку и начал грести…
….окутал верёвкой кирпичи, приделал петлю, надел её на шею Муму, поднял её над речкой и последний раз посмотрел на неё…
7. Задание для одарённого ребёнка. «Авторский стул»
Ребёнок получил задание: сочинить конец для повести. Зачитывает свой вариант.
8. Подведение итогов урока:
-Так в чём же заключается нравственное превосходство Герасима над остальными героями повести? (от чистоплотен,
трудолюбив, ответственный за порученное дело, честный, не любит пьяниц и сам ведёт здоровый образ жизни, любит животных, умеет любить)
-В чём заключается его немой протест?
(Он не позволил, чтобы кто-то посторонний решал судьбу его любимицы- он сам это сделал. Он не смог смириться с тем, что единственного друга у него отняли и решил, что лучше будет покинуть это место и постараться забыть эту историю)
9. Критериальное оценивание.
10. Рефлексия: «Лестница успеха» Нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.