"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ БІРЖАН САЛ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІ МАКИНКА АУЫЛЫНЫҢ ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРЕТІН МЕКТЕБІ" КММ
КГУ "ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА МАКИНКА ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЙОНУ БИРЖАН САЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Урок на тему: Немой протест, или Нравственное превосходство Герасима

04.02.2017

Тема: Немой протест, или Нравственное превосходство Герасима

SMART цель:

·       учащиеся знают содержание повести;

·       понимают  нравственное превосходство главного героя, его трудолюбие, широту души, чувство собственного достоинства;

·       умеют  кратко пересказывать отдельные эпизоды повести.

Оборудование к уроку: повесть, презентация, видеоролик, физминутка

Ход урока.

1. Орг. момент. Позитивный настрой

2. Вычеркните все буквы английского алфавита  и прочитайте ребус

Г w л qs yv х z о n н I е j м rq о r й (глухонемой)

- Что обозначает это слово?

Глухонемой- лишённый способности говорить вследствие врождённой или приобретённой глухоты

  3. Просмотр буктрейлера по мотивам повести И.С.Тургенева «Муму»

4.Давайте отмотаем плёнку назад и восстановим цепочку событий, связанных с видеороликом.

9.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню

1.Жизнь Герасима в доме барыни

5.Герасим находит щенка.

2.Любовь Герасима к Татьяне.

4.Расставание с Татьяной.

7.Барыня требует уничтожить собаку

3.Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8.Герасим подчиняется воле помещицы, топит собаку

6.Встреча Муму и барыни

  5. Деление на 2 группы.

Ребята 1 группы должны приготовит ответы на все нечётные вопросы.

Ребята 2 группы- на все чётные вопросы

1.Портрет Герасима

2. Прежняя жизнь

3.Отношение к работе

4.Обстановка, в которой он живёт

5.Герасим и дворовые

6.Герасим и Татьяна

7.Герасим и барыня

8. Герасим и Муму

6. Ответ на 1 вопрос:

  •        Имя Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный».

•        Мужчина двенадцати вершков роста (195см), сложенный богатырем и глухонемой от рожденья.

•        Постоянное безмолвие придавало  торжественную важность его неистомной работе.

•        Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка пошла бы за него замуж.

•        Купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп.

Ответ на 2 вопрос:

Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо

пахал и налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей

  Ответ на 3 вопрос:

Обязанность: двор содержать в чистоте, 2 раза в день воды бочку привезти, натаскать и наколоть дров для кухни.

Усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом - и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки поленья; в точности исполнял все приказания.

  Ответ на 4 вопрос:

Ему отвели над кухней каморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу:

•         соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах,  (сто пудов можно было   положить на неё –не погнулась бы);

•        под кроватью находился дюжий сундук,

•        в углу стоял такой же крепкий столик,

•        возле столика -стул на трёх ножках, прочный  и приземистый, (сам Герасим поднимет его,  уронит и ухмыльнётся)

•        каморка запиралась на  замок. Герасим не любил,  чтобы к нему ходили

  Ответ на 5 вопрос:

Со всей челядью  Герасим находился не то чтобы приятельских отношениях- они его побаивались, -а в отношениях кротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал

  Физминутка «На весёленьких утят…»

  Ответ на 6 вопрос:

Герасим сперва не обращал внимания,потом стал посмеиваться,  потом и заглядываться на неё начал , наконец, и вовсе глаз с

неё не спускал. Полюбилась она ему.

…Он подарил ей пряничного петушка, с сусальным золотом на хвосте и крыльях.

…ленту из-за пазухи вытащит для неё,

….метлой перед ней пыль расчистит,

..защищает от кастелянши..

… пригрозил Капитону дышлом..

… собирался было просить у барыни руки Татьяны, но….

…схватил ей за руку, поволок через весь  двор и толкнул Татьяну к Капитону.

…подарил на память красный бумажный платок, три раза по-христиански поцеловал её  и проводил до Крымского Брода

  Ответ на 7 вопрос:

  В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с серыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом жила барыня,

вдова, окружённая многочисленной дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли  замуж. Она

доживала последние годы своей скучающей старости . День её, нерадостный и ненастный,  давно прошёл, но вечер был

чернее ночи.Она жаловала Герасима как верного и сильного сторожа.

  Ответ на 8 вопрос:

…Небольшой щенок, белый с черными пятнами, дрожал всем своим маленьким худеньким телом.

..бедной собачонке было всего 3 недели: глаза у неё недавно прорезались…

… положил на кровати, прикрыл армяком, принёс соломы из конюшни, молока из кухни…

…ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как Герасим ухаживал за своей питомицей.

…через 8 месяцев уже была ладной собачонкой испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими

выразительными глазами.

..она была чрезвычайно умна, но любила одного Герасима.

…ни на шаг не отставала от Герасима…

…тонкий голосок никогда не раздавался даром…

..Муму  повернула голову и оскалила зубы..

  -Как готовился Герасим к избавлению от Муму?

Герасим  расчесал ей шерсть, покормил в трактире щами с мясом  и хлебом .

…сел на лодку и начал грести…

….окутал верёвкой  кирпичи, приделал петлю, надел её на шею Муму, поднял её над речкой и последний раз посмотрел на неё…

  7. Задание для одарённого ребёнка.   «Авторский стул»

Ребёнок получил задание: сочинить конец для повести. Зачитывает свой вариант.

  8. Подведение итогов урока:

-Так в чём же заключается нравственное превосходство Герасима над остальными героями повести? (от чистоплотен,

трудолюбив, ответственный за порученное дело, честный, не любит пьяниц и сам ведёт здоровый образ жизни, любит животных, умеет любить)

-В чём заключается его немой протест?

(Он не позволил, чтобы кто-то посторонний решал судьбу его любимицы- он сам это сделал. Он не смог смириться с тем, что единственного друга у него отняли и решил, что лучше будет покинуть это место и постараться забыть эту историю)

  9. Критериальное оценивание.

  10. Рефлексия: «Лестница успеха» Нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.


Просмотров: 597


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст