ТЕМА: Имя прилагательное как часть речи и его основные грамматические признаки.
ЦЕЛЬ: повторить основные грамматические признаки имени прилагательного.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- различение имен прилагательных по грамматическим признакам
(значение, вопросы, изменение в роде числе и падеже);
- развитие внимания, памяти, речи, мышления, определение общих
грамматических признаков прилагательных;
- умение видеть и передавать словами красоту родного края.
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, листы оценивания, использование ИКТ.
ХОД УРОКА.
Стадия вызова:
1.Психологический настрой.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда – за работу!
Удачи желаю всем вам!
(записать число, классная работа)
*деление на группы при помощи
геометрических фигур (по цвету): синие, желтые, зеленые.
2.Чтение стихотворения: (слайд)
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Какая часть речи делает нашу речь выразительной, яркой, красочной, точной? (имя прилагательное)
3.Разгадывание криптограммы П 2 S Р 9 И 4 Z Л
А F Г 1 А W Т Е 5 Л V Ь 8 Х Н O R E (слайд)
(выбирают русские буквы и читают слово «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»)
4.Минутка чистописания П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н О Е (записать каждую букву отдельно )
(слайд)
*учащиеся сами определяют тему и цель
урока (повторить основные грамматические признаки имени прилагательного)
5.Составление кластера «Имя прилагательное», (групповая
работа), (слайд)
- ВЫВОД: ЧТО ТАКОЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?
6.Стадия осмысления: (слайд)
1.Творческое задание №1: «Какая бывает зима?» Представьте, что вы
слышите разговор зверей о том, какая бывает зима. Как вы думаете, какие
прилагательные они назвали бы? (групповая работа), презентация.
- Заяц сказал: «Зима бывает ………, ………..»
- Волк завыл: «Зима бывает ………, ………..»
- Снегирь пропищал: «Зима бывает ……, ….»
- Медведь проворчал: «Зима бывает ……, …»
2.Взаимоопрос (работа в парах), (фронтальный опрос) (слайд)
- ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА ИЛИ ЧАСТЬ РЕЧИ?
- ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ.
- ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?
- ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.
- НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?
- ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
- КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?
- ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО РОДАМ, ЧИСЛАМ И ПАДЕЖАМ.
- ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?
- ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.
3.Задание №2: Учись «читать» таблицу, упр.259, с.124(слайд)
«Кто больше?» упр.260 (самост.) ( фронтальный опрос)
*назвать как можно больше признаков
предмета, выделить окончания, определить род, число:
- дом (какой?) …………………………………………………………….
- береза (какая?) ………………………………………………………….
- яблоко (какое?) …………………………………………………………
- друзья (какие?) ………………………………………………………….
Вывод:
Какие окончания имеют прилагательные
мужского, женского, среднего рода?
4.Задание №3: Игра «Узнай предмет по его признакам»: (слайд)
1я группа:
1.Вкусное, холодное, сладкое, фруктовое -……(мороженое)
2.Круглое, красное, сочное, наливное - ………(яблоко)
3.Деревянные, быстрые, спортивные - …………(лыжи)
2я группа:
1.Снежная, холодная, морозная - ………………(зима)
2.Быстрая, горная, чистая - ………………………(река)
3.Свежий, утренний, теплый - ……………………(хлеб)
3я группа:
1.Чистая, прозрачная, холодная - …………………(вода)
2.Зимнее, утреннее, яркое - ………………………(солнце)
3.Интересные, веселые, подвижные - ………………(игры)
-
что обозначает имя прилагательное? - на какие вопросы отвечает?
5. Работа с синонимами и антонимами. (слайд)
«Что имеют имена прилагательные»
– Что такое синонимы? Что
такое антонимы?
* Соедини пары синонимов
Маленькая
отважный
Красный
боязливый
Трусливый
алый
Храбрый
крошечная
6.Самостоятельная работа: Упр. 267, стр.127 «В гости к пословицам» Восстанови
пословицу. Вставь прилагательные- антонимы. Подчеркнуть прилагательные, каким
членом предложения является?
(самопроверка) (слайд)
Стадия рефлексии:
1.Стратегия «Кубизм»: кидают кубик и отвечают на выпавший
вопрос.
2.Итог урока: (слайд)
а) МНЕ
БЫЛО ИНТЕРЕСНО ВЫПОЛНЯТЬ ……………………………
б) Я БЫСТРО СПРАВИЛСЯ …………………………………………………..
в) У МЕНЯ ВЫЗВАЛО ЗАТРУДНЕНИЕ …………………………………..
Домашнее задание: написать сказку об имени прилагательном.